Пользуясь сайтом travelproducer.ru, Вы автоматически принимаете правила передачи и обработки персональных данных.
Татарстан

Татарстан: Достопримечательности

Свяжитесь с нашими экспертами, чтобы найти Ваше особенное путешествие

Кремль — древнейшая часть Казани, история города неразрывно связана с ним. Образование города началось именно с момента строительства крепости на холме. А крепость на холме, как сейчас считается, была заложена в начале XI века. Строительство же каменной крепости началось уже при Иване Грозном.
Башни и ворота Казанского Кремля
Из тринадцати башен после многочисленных пожаров и переделок сохранилось лишь восемь. Самая нарядная из них — Спасская. Первоначально это была белокаменная двухъярусная башня с коленчатым проездом, перекрытая высокой деревянной крышей и шатром. Верхние два яруса и шатёр надстроены в XVIII веке. В середине XIX века справа от башни в крепостной стене пробили арку стрельчатой формы. Со временем коленчатый проезд заложили. Уже после революции был пробит сквозной проезд через Спасскую башню.
Построенная почти одновременно со Спасской башней, Тайницкая, в отличии от неё, сохранила коленчатый проезд. Внушительный нижний ярус несёт меньший по площади верхний. Его архитектурная обработка относится к XVII веку. С гульбища, окружающего верхний ярус, открывается прекрасный вид на город.
Башня Сююмбике была построена не раньше последней четверти ХVII века на фундаменте более ранней дозорно-сторожевой башни ханского периода. Это одна из немногих в мире падающих башен: сразу после окончания строительства башня стала крениться на восток, ибо западная сторона ее, построенная на фундаменте старой дозорной башни, оказалась более устойчивой. К 1930 году отклонение от оси ее верхушки составило уже 128 сантиметров. Восстановительные мероприятия, проведенные в 1990-х годах, приостановили ее крен.
Казанский кремль — главная достопримечательность столицы Татарстана, которую без преувеличения можно назвать «сердцем» города. Это огромный комплекс, в котором гармонично и самобытно сочетаются русские и татарские культурные традиции.
Кремль включает в себя несколько исторических и архитектурных комплексов, раскинувшихся на территории в 1 500 квадратных метров:

  • Оборонительные сооружения (8 башен), в том числе один из символов Казани — падающая башня Сююмбике
  • Губернаторский дворец
  • Благовещенский собор
  • Присутственные места
  • Спасо-Преображенский монастырь
  • Юнкерское училище
  • Пушечный двор
  • Мечеть Кул-Шариф
  • На территории Казанского кремля также располагаются Музей ислама, Музей естественной истории Татарстана, Музей-мемориал ВОВ, филиал петербургского Эрмитажа — Центр «Эрмитаж-Казань» и др.

Жемчужиной Казанского Кремля поэтично называют архитектурный символ Казани — башню Сююмбике, которая, кроме своей исторической значимости, также известна, как объект городской мифологии. Это одна из так называемых падающих башен, поскольку имеет сильный вертикальный наклон на северо-восточную сторону.
Высота башни Сююмбике — 58 м, а расположение внутри Кремля на возвышенности, в отдалении от крепостных стен, определило ее назначение в качестве сторожевой, или дозорной, башни. Панорамный вид на Волгу и Казанку, а также окрестности Кремля, как нельзя лучше подходил для оборонительных целей.

Храм всех религий, или Вселенский храм, находится в поселке Старое Аракчино в Казани. Поселок расположен в живописном месте — на берегу широкой реки Волги. Необычное сооружение прекрасно вписывается в ландшафт местности. Его яркий наружный декор привлекает внимание и украшает волжский берег. Архитектурный ансамбль Вселенского храма одинаково хорошо виден с судов, проплывающих по Волге, и из окон следующих мимо поездов.
Возведение храма начато в 1994 году скульптором, архитектором, общественным деятелем и целителем — Хановым. Он посетил Тибет, бывал в Индии, изучал искусство восточных стран, знакомился с буддизмом, осваивал йогу, познакомился с китайской и тибетской медициной. Ханов открыл в себе дар и начал практиковать целительство.
Автор и владелец сооружения замыслил его как место, где смогут рядом молиться люди разных религий. Храм — символ и музей мировых религий, место единения духовного в людях. Сам Ханов называет его Вселенским храмом.
Никакие службы в храме не проводятся. Скорее это архитектурный символ различных религий, цивилизаций и культур. Архитектурный ансамбль соединил в себе мусульманскую мечеть, православную церковь, пагоду и иудейскую синагогу. В будущем здесь появятся характерные элементы культовых сооружений 16 религий мира и исчезнувших цивилизаций.
Храм всех религий является действующим культурным центром. В концертном зале храма проходят музыкально-поэтические вечера. В храме есть картинная галерея, в которой проходят различные выставки и проводятся мастер-классы.

Мечеть Кул Шариф — главная мечеть Татарстана и Казани. Строительство мечети было закончено в 2005 году и приурочено к тысячелетнему юбилею Казани. Располагается мечеть в западной части Казанского кремля.
Строительство мечети было начато в 1996 году. Целью архитекторов и строителей было воссоздание древней мечети Казанского ханства. Легендарная мечеть с множеством минаретов была разрушена войсками Ивана Грозного во время штурма Казани в 1552 году. Назвали мечеть в честь ее последнего имама. Он был одним из руководителей обороны Казани.
Проект и строительство мечети осуществили победители республиканского конкурса на лучший проект возрождения мечети. Строительство обошлось в сумму, более 400 млн. рублей. Основную часть средств составили пожертвования граждан. В сборе средств, приняли участие более 40 тысяч организаций и граждан. Открыли мечеть Кул Шариф 24 июня 2005 года.
Композиция мечети симметрична. По бокам мечети расположены два павильона, увязывающие ее с архитектурой расположенного рядом здания бывшего юнкерского училища. В мечети может одновременно находиться полторы тысячи человек. Площадь перед мечетью рассчитана на 10 тысяч человек.
Архитектурно-художественный облик мечети разработан архитекторами И. Сайфуллиным и С. П. Шакуровым. Форма купола напоминает «Казанскую шапку» — корону Казанских ханов, которая ныне экспонируется в Оружейной палате Московского кремля.
Интерьеры мечети разработал А. Г. Саттаров. В отделке использованы гранит и мрамор. Ковры — дар правительства Ирана. Хрустальная люстра диаметром пять метров сделана из цветного стекла в Чехии. Вес люстры около двух тонн. Богатое оформление витражами, позолотой, лепниной и мозаикой придает мечети величие.
В мечети имеются два балкона для экскурсантов. Работает Музей истории распространения ислама. В главном зале мечети находятся издания Корана на различных языках.
Здание мечети и ее окружение имеют художественную ночную подсветку.
Мечеть Кул Шариф обогатила архитектуру Кремля и украсила панораму Казани.

Дворец земледельцев находится в историческом месте города, возле северной стены Казанского кремля на улице Федосеевской. Перед ним расположена Дворцовая площадь и набережная реки Казанки.
Здание построено на месте снесенной Федосеевской улицы. Дворец спроектирован компанией «Антика-плюс». Автором проекта является Леонид Горник. В нем расположены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Главное управление ветеринарии и другие подведомственные организации. Строительство здания шло с 2008 по 2010-й год.
Экстерьер здания монументален и эклектичен. Здание имеет два симметричных портала, справа и слева. Центральная часть здания с порталом, увенчанным куполом. В центральной арке находится дерево двадцати метровой высоты. Оно символизирует плодородие и процветание. Своим внешним видом и заимствованной архитектурой здание напоминает дворец Хофбург в Вене. В отличие от внешнего вида, интерьер здания исполнен сдержанно, из недорогих материалов. На возведение Дворца было израсходовано 2,2 миллиарда рублей.
После завершения строительства здания 2010 году Управление по Приволжскому федеральному округу выразило протест. Оно заявило, что нахождение такого здания вблизи объекта всемирного наследия, которым является Казанский Кремль, нарушает законодательство в сфере охраны культурного наследия и не соответствует культурно — исторической среде.
Эклектичное роскошное и дорогостоящее здание вызывает различные оценки от восторженных до критикующих. Критики считают Дворец земледельцев, является неуместным по стилю рядом с Казанским Кремлем.
С 2011 года в день города, 30 августа, на дворцовой площади проводится международный оперный фестиваль «Казанская осень».
Одна из неоднозначных, но чрезвычайно эффектных современных достопримечательностей центра Казани — Дворец земледельцев, построенный в 2010 году. С северной стены Казанского кремля открывается популярный у туристов панорамный вид на Дворец и набережную реки Казанки. Название связано с тем, что во Дворце земледельцев располагается Министерство сельского хозяйства республики Татарстан.
Как бы то ни было, но Дворец земледельцев построен и притягивает к себе всеобщее внимание своими огромными размерами, но главное — эклектичным роскошным экстерьером стиля бозар, смеси французского барокко и итальянского ренессанса. Заимствованные архитектурные элементы ампира и классицизма, а также форма здания с центральным куполом и двумя симметричными крыльями отдаленно копируют парижский Малый Дворец (Пети Пале) и императорский Хофбург в Вене.
В темное время суток Дворец земледельцев красиво подсвечивается — это придает зданию таинственный облик. Бронзовое 20-метровое дерево в центральной части фасада освещается зелеными огнями, имитирующими листву.

Кремлёвская набережная — новая достопримечательность Казани. Благоустроенная прибрежная зона, пролегающая от стен Казанского Кремля до Национального культурного центра «Казань».
Общая протяженность Кремлевской набережной свыше двух километров. Набережная разделена на несколько зон — пешеходную, предназначенную для прогулок пешком, и зону для передвижения на велосипедах, роликах и лонг-бордах. Прекрасный вид с Кремлевской набережной на Кремль, Казанскую Чашу, Дворец Земледельцев создает необыкновенную атмосферу тепла и спокойствия.
На Кремлевской набережной летом работают несколько пунктов проката велосипедов, самокатов, роликов, лонг-бордов. Для любителей спорта работает площадка для ворк-аута с современными популярными тренажерами.
Зимой набережная превращается в сказочный городок, где живет Дед Мороз с волшебными эльфами, с самым длинным в Европе искусственным катком и пунктом проката коньков.
Ценители спокойного отдыха, на Кремлевской набережной могут наслаждаться вкусным кофе, разнообразием кухни в ресторанах «Love Story», «La Famiglia», «MIO», «Бахча».
Здесь регулярно проходят мероприятия различного уровня и для различной публики: ярмарки местных дизайнеров, спортивные соревнования, мастер классы по танцам, парады для детей и многое другое.

Главной православной достопримечательностью казанского кремля является Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами — Иваном Ширяем и Постником Яковлевым в 1562 году. Храм неоднократно подвергался разрушительному воздействию пожаров, весьма частых в Казани. Он представляет собой белокаменное, с фресковой росписью внутри, грандиозное здание о пяти главах полукруглой формы, похожее на московский Успенский собор. Благовещенский собор представляет собой одновременно некрополь, поскольку здесь похоронены все архиепископы Казанские, которые умерли до революции 1917 года. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы.
Благовещенский собор — старейшее сооружения ансамбля Казанского кремля. Более того, эта красивейшая церковь 16 века долгое время была главным храмом Казани, в котором рукополагались священники. Впрочем, Благовещенский собор привлекает не только паломников, но и любителей архитектуры: это самый удаленный от места возникновения образец псковской архитектурной школы. В храме хранились ценнейшие собрания старопечатных и рукописных книг 16−18 веков, в том числе и знаменитое Ефремово евангелие.

Мечеть Марджани
Строительство мечети Марджани в 1767—1770 годах было воплощением начала периода религиозной терпимости в России. Во время визита Екатерины Великой в Казань представители татарской слободы, знатные казанские купцы, пожаловались «матушке-заступнице» на то, что гонения со стороны властей не позволяют им реализовывать свои религиозные потребности. Будучи сторонницей веротерпимости, императрица повелела губернатору А. Н. Квашнину-Самарину не препятствовать строительству мусульманских религиозных сооружений.
Жители собрали сумму 5000 рублей, и первая, со времен взятия Казани в 1552 году Иваном Грозным, каменная мечеть Марджани была построена.
Названий было несколько, изначально — Первая соборная, далее — Эфенди (Господская), Юнусовская (по фамилии купцов Юнусовых — меценатов мечети) и аль-Марджани в честь имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней во 2-й половине 19 века и много сделавшего для развития религиозного образования в городе.
Особенностью мечети Марджани является соединение в архитектуре средневекового стиля мечетей с минаретом на крыше, традиционного татарского декоративного орнамента и элементов «петербургского» барокко в оформлении фасадов и интерьеров. Архитектором мечети был В. И. Кафтыров. В советские годы мечеть Марджани была единственной действующей в Казани.
В мечети хранится артефакт эпохи Казанского ханства — надмогильный камень Мухаммад-гали бека.
На протяжении многих лет мечеть Марджани — место проведения культурных мероприятий мусульманской общественности, ритуала никах, обрядов Курбан-байрама и Ураза-байрама и т. д. Рядом с мечетью расположены здание Духовного управления мусульман Татарстана, Казанский исламский колледж, магазины продуктов халяль и мусульманской литературы.
Практическая информация
Мечеть Марджани — одна из достопримечательностей Старо-Татарской слободы и открыта для туристов, с соблюдением правил посещения религиозных мусульманских заведений (обувь оставляется при входе, обязательны платки и юбки для женщин).
Адрес мечети: ул. Каюма Насыри, 17.

Национальный музей Республики Татарстан — это крупнейшее в республике научно-исследовательское учреждение, имеющее общенациональное значение.
Музей был открыт в 1895 году и тогда назывался Казанским городским научно-промышленным музеем. Музей занимает здание бывшего Гостиного двора, которое является памятником архитектуры и истории РФ и Республики Татарстан. С тех пор менялось не только название, но и пополнялась богатая коллекция музея.
В основу экспозиции положена частная коллекция А. Ф. Лихачева — известного в крае археолога, историка, коллекционера, и экспонаты научно-промышленной выставки 1890 г. Фонды музея насчитывают свыше 780 тысяч экспонатов.

Улица Баумана
Эта древнейшая улица исторического центра города — ровесница Казанского кремля, культовое место со множеством достопримечательностей, где с успехом реализуется формула «хлеба и зрелищ», ибо многочисленные магазины, кафе, рестораны и гостиницы соседствуют здесь с храмами, монастырями и памятниками.
Постояльцы гостиницы Шаляпин Palace Hotel, расположенной на улице Баумана, могут одновременно видеть в окно колокольню Богоявленского собора изумительного красного кирпича, памятник легендарному русскому басу — Федору Шаляпину, сувенирные лавки и фасады бутиков в старинных зданиях 19 века.

Если улица Баумана — это казанский Арбат, то улица Кремлевская — это казанский Невский проспект, судя по аристократизму расположенных здесь зданий, одно из которых архитектурный шедевр 19 века — Александровский Пассаж.
Построенный в 1883 году в качестве доходного дома купцом А. С. Александровым пассаж поражал воображение роскошью интерьеров в стиле модерна и барокко.
Сверхсовременным словом техники для Казани того времени было наличие лифтов, воздушного отопления и электрического освещения.
Однако, потратив на строительство Александровского Пассажа 800 тысяч рублей, огромное состояние для конца 19 века, Александров так и не сумел сделать его прибыльным. Сменив нескольких хозяев, Александровский Пассаж был передан в дар городу. Планировалось сделать в нем музей, но уникальность планировки пассажа для музейных нужд не подходила. До революции в Александровском Пассаже располагался популярный ресторан «Пале де Кристаль» и электрический театр «Пассаж» Г. М. Розенберга.

Богоявленский собор — одна из важнейших достопримечательностей Казани. Это прекрасная историческая постройка небесно-голубого цвета в стиле русского барокко с аккуратными золочёными куполами-луковками, небольшая, но очаровательная. Однако наибольшей популярностью пользуется не сам храм, а его отдельно стоящая колокольня. Долгое время остававшаяся самой высокой постройкой в Казани, эта неоштукатуренная, но обильно декорированная башня выглядит совершенно иначе — стройной, монументальной и величественной. И колокольня, и собор по отдельности внесены в список предметов культурного наследия РФ.
Колокольня изумительно богато украшена геометрическими орнаментами и старинными русскими мотивами, выложенными в «голой» краснокирпичной кладке.
Близ собора можно увидеть памятник Ф. Шаляпину, установленный в 1998 г. Будущий великий исполнитель, крещённый в Богоявленской церкви, в юности пел в её хоре.
Колокольня строилась с 1893 по 1897 гг. Её высота высчитывалась по-разному; максимальное из «озвученных» значений — 74 м. Башня изумительно богато украшена геометрическими орнаментами и старинными русскими мотивами, выложенными в «голой» краснокирпичной кладке. Любуясь колокольней, можно разглядеть пояски и замысловатые карнизы, гранёные башенки, шестиконечные звёзды и кокошники над вытянутыми окнами.
В 1960 г. колокольня была причислена к архитектурным памятникам и в 1973 г. пережила капитальный ремонт. И до сих пор колокольня отдельно от храма находится в ведении не РПЦ, а Министерства культуры. В ней помещена древнерусская экспозиция Республиканского художественного музея. А в 2001 г. в ней же был открыт небольшой концертный зал им. Шаляпина.

Выставочный центр «Эрмитаж-Казань» — первое представительство Государственного Эрмитажа в России. С 1997 г. он существовал в виде выставок коллекций Петербургского Эрмитажа, а в августе 2005 г. был открыт как полноценный музей. В постоянной экспозиции центра «Эрмитаж-Казань» — часть коллекции из Петербурга, а каждые 6 месяцев здесь проходят временные выставки, посвященные определенной тематике.
В музейных залах можно увидеть живопись, графику, старинные экспонаты, в том числе, древние предметы обихода из золота и серебра, оружие 8−13 вв., разнообразные археологические артефакты и современные арт-инсталляции.
Один из самых ценных экспонатов коллекции музея — сосуд 9 в., напоминающий волшебную лампу Аладдина. В центре «Эрмитаж-Казань» он выставляется впервые: его привезли сразу после реставрации в Петербурге.
Помимо постоянной экспозиции и временных выставок, в центре можно принять участие в интерактивных играх на историческую тему, посетить лекции и мастер-классы ведущих специалистов Государственного Эрмитажа и провести праздник.
Дворцовой набережной в Казани называют площадь между Дворцом земледельцев и набережной реки Казанка. Раньше здесь был пустырь с трущобами, а в 1969 г. их было решено снести и построить новый красивый район. К тысячелетию Казани на площади был возведен элитный коттеджный поселок, позже — административные здания, жилые дома и большая парковая зона.
Сегодня эта площадь стала полноценной городской достопримечательностью с ее разнообразными архитектурными формами и эффектной вечерней подсветкой. С нее открывается очень красивый вид на северную стену Кремля и Церковь Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, и сюда обязательно заезжают свадебные кортежи и экскурсионные группы.
Сегодня на Дворцовой Набережной установлены кованые скамейки на аллеях, фонтаны с иллюминацией и украшенные декоративным камнем лестницы.
В 2011 г. именно эта площадь была выбрана для проведения гала-концерта фестиваля оперы «Казанская осень», и с тех пор он проходит здесь каждый год.

Дом Кекина
В начале 20 века два самых богатых купца Казани — Леонтий Кекин и Яков Шамов поспорили, кто из них построит самое красивое здание в городе. В итоге по заказу первого возвели доходный дом, а второй профинансировал создание больницы для неимущих. Оба сооружения получились настоящими шедеврами, но после долгих споров жители все-таки присудили первое место Шамову, хотя особняк Кекина выглядел более необычно благодаря удачным архитектурным находкам автора проекта Г. Руша. Видимо, ключевую роль в принятии решения сыграло социальное предназначение — лечебница была нужна городу больше.

Дом Печати в Казани
В военные годы здесь проходили заседания клуба писателей СССР, который был эвакуирован в Казань, а также творческие встречи и литературные вечера.
Сегодня это здание внутри не менее интересно, чем снаружи: здесь находится экспозиция, посвященная классикам татарской литературы — Габдулле Тукаю и Мусе Джалилю. В ее основе — экспонаты, предоставленные Национальным музеем РТ: документальные снимки старейшей типографии города, личные вещи писателей, редкие издания книг и многое другое.
В настоящее время Дом Печати признан объектом культурного наследия республиканского значения, и в его отреставрированном здании располагается гостиница «Ногай».

TravelPRODUCER.ru
TravelPRODUCER.ru — это передовые технологии в индустрии туризма, на нашем сайте сервисы ищут лучшие предложения у глобальных провайдеров. Для особых случаев наша команда опытных тревел-дизайнеров осуществят Вашу тревел-мечту.

Подробно о компании